Мои статьи




ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ В СИБИРЬ.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.




Статья посвящена анализу природных и экономических условий Сибири и Дальнего востока.

Перенос столицы, оценка природных условий, оценка ресурсов, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Перенос столицы! Дело великих и сильных, таких как Рюрик, Петр 1, Ленин…
Сегодня официальная историческая наука считает, что первой столицей Руси была Старая Ладога. Далее в разной последовательности Новгород, Киев, Владимир, Петербург, Москва[2,508].
Карамзин, один из столпов русской истории допускал, что древнейшей столицей Руси была Старая Русса, позднее уступившая статус новому городу – Новгороду[3, 15].
Так или иначе, но перенос столицы для России – случай не уникальный. И сегодня СМИ и политики затрагивают эту тему. Перенос столицы восточнее Урала, в Сибирь или Дальний Восток. Зачем это надо, какие трудности и какие выгоды это принесет России в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе.
Для выбора столицы важны внешняя и внутренняя политическая ситуация, военная ситуация, состояние финансовых рынков и др., но нельзя объять необъятное. Поэтому выделим категории, по которым мы будем изучать данный вопрос с точки зрения географической науки:
·        Климат.
·        Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы.
·        Инфраструктура. Энергетика. Топливо. Транспорт. Полезные ископаемые.
·        Население. Трудовые ресурсы. Миграция. Занятость.
Первоочередной задачей в данной работе является выделить потенциально пригодные территории, способные комфортно разместить  достаточно большое количество приезжего населения порядка полумиллиона – миллиона человек.
Рассмотрим территории восточнее Урала, используя климатические карты[1, 318]:
·        продолжительность лета
·        агроклиматические ресурсы
·        снежный покров
·        степень благоприятности природных условий
Проанализировав данные карт, можно выделить три региона восточнее Уральских гор, условно близких к климату Москвы и Московской области.
1.     юг Западной Сибири (Омск – Новосибирск)
2.     юго-западное побережье  о. Байкал (Иркутск)
3.     юг Дальнего Востока (Хабаровск – Владивосток)
Далее рассмотрим эти районы с точки зрения других, выдвинутых нами критериев.
Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы. Карты[1.316]:
1.     зоны увлажнения
2.     количество осадков за год
3.     годовой сток рек
4.     многолетняя мерзлота
Юг Западной Сибири (Омск - Новосибирск):
Слабозасушливая зона. Солончаки. Низкое качество воды для питьевых нужд. Низкие рекреационные качества. Строительство водохранилищ затруднено слабостью почв и рельефом местности. Общий недостаток водных ресурсов.
Юго-западное побережье  о. Байкал (Иркутск):
Богатейший в мировом масштабе регион по качеству и количеству водных ресурсов. Выход к двум грандиозным водным системам Енисей и Лена. Высокая потенциальная возможность экспорта питьевой воды. Возможность массового отдыха  на воде. Минусы: очаги вечной мерзлоты, порожистость рек, низкие температуры воды.
Юг Дальнего Востока (Хабаровск – Владивосток):
Регион обладает значительным количеством водных ресурсов. Имеет выход к морю. Высокие рекреационные свойства.
В течении 20 века для обеспечения Москвы водными ресурсами были произведены колоссальные по объему работы. Рыбинское, Иваньковское, Угличское, Истринское и др. водохранилища  и каналы (более двух десятков) потребовали огромных вложений и человеческих жизней.
Те средства и жертвы, какими достигало поставленных целей тоталитарное общество, сейчас стало очевидно неприемлемым. Оценить же проделанную работу в рублях на сегодняшний день мне лично кажется нереальной и бессмысленной задачей. Полагаю, что действующая демократическая система управления обществом, вряд ли располагает возможностями повторить проделанное даже с учетом научного и технического прогресса.
Инфраструктура. Энергетика. Топливо. Транспорт. Полезные ископаемые.Карты[1,330]:
1.     автомобильный транспорт
2.     железнодорожный транспорт
3.     нефтяная промышленность
4.     газовая промышленность
5.     электроэнергетика [1,310]
Юг Западной Сибири (Омск – Новосибирск):
Из трех рассматриваемых регионов этот регион является самым развитым. Города Новосибирск (1,9 млн.), Томск  (0,7 млн.), Омск (1,2 млн. чел.) имеют значительное население,  среднеразвитую сеть дорог. Нефтяная и газовая промышленность региона имеет важнейшее значение для России. Близость нефте и газодобывающих регионов и наличие трубопроводов сегодня и в перспективе должны  обеспечить потребность в недорогих нефтепродуктах и газе. Значительное количество недорогих в строительстве и обслуживании тепловых электростанций создает мощную базу для стабильной экономически выгодной электроэнергетики.
Относительно сухой климат благоприятствует длительному использованию объектов инфраструктуры. Минус: отсутствие качественных автомобильных магистралей, связывающей Сибирь с европейской частью страны. Истощение минерально-сырьевых источников в перспективе ставит вопрос о дальнейшей судьбе этих мест. Превратится край в страну заброшенных городов, заметенных песком с юга, или его жители смогут постепенно год за годом сделать его жилым, удобным, чтобы оставаться в нем навсегда?
Юго-западное побережье  о. Байкал (Иркутск):
Местность неблагоприятна для развития наземной транспортной сети. Перепады высот, неровность рельефа в купе с островами вечной мерзлоты и большим перепадом годовых температур создают значительные сложности для строительства и содержания асфальтированных дорог. Тоже касается и развития железнодорожного транспорта.
Значительная удаленность от основных нефтегазодобывающих районов и сложный рельеф местности делает автомобильное сообщение очень дорогим. Добавим сюда удаленность от потенциального европейского потребителя и высокую конкуренцию со стороны растущего Китая.
Безусловно, сильной стороной является большое количество месторождений полезных ископаемых: каменного угля, железных, вольфрамовых, алюминиевых, титановых, цинковых, свинцовых, медных, золотых, урановых и др. руд,  а также нерудных полезных ископаемых. Однако добыча и обработка полезных ископаемых сопряжены с огромными трудностями и затратами по их транспортировке.
Кто знает, возможно, легче и дешевле в недалеком будущем будет доставить из космоса и приземлить астероид в оренбургских степях, чем пробивать дороги к месторождениям в горах и ущельях Забайкалья.
Энергетика региона представлена десятком теплоэлектростанций и гигантами гидроэлектродобычи: Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС. Доступность высококачественного угля делает тепловые станции высокоэффективными. Также плюсом является существование объединенной Сибирской энергосистемы.
Юг Дальнего Востока (Хабаровск – Владивосток):
Территория благоприятна для развития автомобильных и железных дорог. В настоящее время сеть развита средне по российским меркам. И, к сожалению, в 3-5 раз менее развита, чем у ближайших соседей – китайцев на сопредельных территориях.
Энергетика представлена десятком теплоэлектростанции и Зейской гидроэлектростанцией, чего достаточно для обслуживания нужд железнодорожной магистрали и населения. Есть железные, оловянные, цинковые, свинцовые, вольфрамовые руды, каменный уголь. Есть свои месторождения нефти и газа в районе о. Сахалин и островах Курильской гряды. Однако нефтяная и газовая промышленность региона не связана с остальной системой страны трубопроводами, а потому нуждается и зависима от портовых нефтеналивных терминалов, от наличия танкеров и покупателей на сырую нефть, т.к. своей полноценной перерабатывающей промышленности в регионе нет и нет масштабного спроса на продукты нефтепереработки. В настоящее время этот регион является стратегически важной нефтяной провинцией, за которую ведется борьба в тихоокеанском регионе.
Население. Трудовые ресурсы. Миграция. Занятость.
Юг Западной Сибири (Омск – Новосибирск):
Значительное количество русского населения. Высокий уровень образованности. Культурные и производственные традиции. Отсутствие чувства «временщичества», ощущение исторических корней и здоровый патриотизм, в том числе и в молодом поколении, делают этот регион сейчас и в будущем частью Руси. Крупные города -  Новосибирск, Омск, Томск -  составляют вместе более 4 млн. человек.
Этот регион уже сегодня, без привлечения сотен тысяч иностранных рабочих, сможет взять на себя почетное бремя принять и разместить десятки тысяч московских чиновников, топ-менеджеров, банкиров, генералов, готовых, подобно женам декабристов, последовать за своими лидерами … Обеспечить им и их семьям привычное комфортное проживание, сервис и безопасность.
Близость средней Азии с ее поистине неисчерпаемыми трудовыми ресурсами, также экономически «позитивно» скажется на данном проекте. Пусть и неквалифицированный, но дешевый труд рабочих из Средней Азии поможет быстро и без привлечения высокотехнологичной дорогостоящей техники японских, корейских и американских производителей добиться высоких темпов строительства. Дороги, высококачественные квартиры и загородные дворцы станут материальным олицетворением экономического подъема России. Отток рублевых денежных средств за рубеж укрепит национальную валюту, что еще дальше отодвинет ожидаемый финансовый кризис и значительно улучшит экономическую статистику сверхдержавы.
Умеренное экономическое давление на среднеазиатский регион, расширение банковского сектора и вовлечение сельского населения Средней Азии, путем малого потребительского кредитования, в активную экономическую деятельность, кредитование правительств и производств, создаст мощнейшие политические и экономические предпосылки для всесторонне выгодного контроля и использования газовых ресурсов Средней Азии со стороны новой столицы.
Юго-западное побережье  о. Байкал (Иркутск):
Если предыдущий регион ощущает на себе натиск со стороны «китайских переселенцев», то этот можно назвать «передним краем», «форпостом», мифическим «белым городом Гондора» или  реальной «Чердынью» новгородских времен.
Население региона: Иркутск с численностью населения около 1 млн. человек, Красноярск с населением более 1 млн. человек.
Развитие этого региона имеет дальнесрочные перспективы. В результате развития, безусловно, увеличится добыча редкоземельных и драгоценных металлов, выработка урана, золота, производство алмазов и др. Принесет ли это быструю экономическую выгоду – неизвестно. Слишком много сил будет потрачено на «переезд». Есть другой культурно-исторический аспект этого варианта. Прибайкалье – прародина тюркских народов, откуда обрушилось на мир разорение монголо-татарского нашествия. Границы Российской империи, СССР, а теперь России «стремятся» повторить, заполнить границы Золотой Орды, только теперь с противоположным вектором силы с Запада на Восток.
Таким образом, перенос столицы в Прибайкалье, поставит логическую философскую точку в истории противостояния народов, длящейся более тысячи лет.

Юг Дальнего Востока (Хабаровск – Владивосток):
Население Владивостока 623 тыс. человек, Хабаровского края - 1 344 тыс. человек. Население о. Хоккайдо - 5 600 тыс. чел. Японцы, агрессивно настроенные, активные, жадные соседи. Они не прочь «проглотить лишний кусок «суши»». Россия воевала с Японией в 1905-07, в 1945 годах. Население провинциального китайского г. Харбин - 3 279 454 человек (2006), Пекина - 17 млн. 550 000 человек (2010), а это города северо-востока Китая, достаточно близкие к Владивостоку. Если открыть границу для трудовых мигрантов, русский язык в Хабаровском крае забудут очень быстро.
За исключением пограничных конфликтов и «напряженностей», Россия воевала с Китаем в 17 веке, когда процесс освоения Сибири и Дальнего Востока был еще не завершен. Китай стабильный и сильный сосед. Дружба с таким соседом – уважение. Перенос столицы в этот регион не изменит коренным образом демографическую ситуацию. Не приблизит регион к европейской России. Сейчас Дальний Восток – это «отрезанный ломоть». И на взгляд автора трудный путь к его безоговорочной принадлежности к России лежит и через юг западной Сибири и через Забайкалье. Нам – русским не надо равняться на агрессивных японцев и не надо догонять плодовитых китайцев. Наш путь другой -  разум, труд, мастерство, культура.
 Представляя  свой анализ, автор не претендует на научную ценность последнего и хотел бы удержаться от конкретных выводов. Слишком легко это делать, ничем не рискуя, и не ощущая ответственности.
Но если спросите меня лично, где столица России? Я уверенно могу ответить – душа России - это Господин Великий Новгород - славный историей, зодчеством, мужеством и мудростью. А свой родной город Петербург, я хотел бы видеть достойным наследником традиций древнего Новгорода.


Литература:

  1. Бушнев, А.Н.,Притворов А.П. Универсальный историко-географический атлас России/А.Н.Бушнев, А.П.Притворов// Астрель, АСТ.2008. – 384 с.
  2. Власов, А.С.,Элькин, Г.Н. Древнерусские города Северо-Запада/А.С.Власов, Г.Н.Элькин// Паритет, СПб, 2011.-512 с.
  3. Карамзин, Н.М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе/Н.М.Карамзин.М.//Альфа-книга, 2009. – 1279 с.
  4. Итоги переписи населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.perepis – 2010.ru
Статья про работу в Висбадене.


Современное образование: вызовы времени.


                                                                           История – это география во времени,
а география – это история в пространстве!
Жан Реклю


Цель данной работы показать, что должно и  можно  совместно изучать  географию и историю.История без географии во многом становится ненаполненным предметом, перечисляющим даты, договора, конференции, съезды, соглашения и т.п., т.е. мало понятные и не всегда интересные ученикам факты. Ведь некоторые темы, которые поднимаются в истории разных курсов без географии понять невозможно: чем привлекла территория, почему именно здесь возникло государство, почему именно эти страны воюют и т.д. Во многом ответы лежат в плоскости географии. Развитие исторических событий нужно понимать, видеть их логический ход и неизбежный результат. Необходимо установить тесные причинно-следственные связи между историческими событиями и факторами, влияющими на эти события, такими как, демография, уровень образования, экономика, развитие промышленности. Все эти вопросы освещает география. Важно знать границы естественных экологических зон проживания, деление на этнографические зоны.1
Сегодня особенно остро стоит проблема истощения природных ресурсов. Потенциальной причиной  возможных конфликтов в мире является желание одних стран использовать ресурсы, принадлежащие другим государствам. Подобные примеры известны истории, и один из них это Вторая Мировая война, которую развязала фашистская Германия, чтобы завладеть человеческими и природными ресурсами. Изучая Вторую мировую войну  с точки зрения географии и истории, можно надеяться избежать будущих глобальных ошибок.

Так между учителями гимназии №248 кировского района г.Санкт-Петербурга и учителями гимназии им. Гуттенберга г.Висбадена Германии возникла идея совместного проекта по изучению конкретной темы « Вторая мировая война» школьниками России и Германии, используя два программных предмета: историю и географию.
В марте 2010 года, когда учителя гимназии Гуттенберга вместе с учениками приехали в Санкт-Петербург по ежегодному обмену, состоялось совместное обсуждение организации данного проекта. Это были учителя истории, обществознания, географии, немецкого языка и английского языка, учителя русского языка и литературы. Были продуманы основные вопросы и направления для изучения данной темы, составлен план работы по проекту. В течение учебного года 2010-2011 учителя нашей гимназии и учителя гимназии Висбадена разрабатывали  материалы по теме «Вторая мировая Война», используя программные учебники России и Германии, сравнивая их. Выяснилось, что сведения по мировой войне в русских  учебниках значительно отличаются от сведений немецких учебников. Например, тема фашизма и нацизма в российских учебниках практически не рассматривается.  Дана дата учреждения организации «Фашио и комбаттименто» и несколько слов об Адольфе Гитлере и Муссолини объемом не более страницы. Тогда, как немецкие учебники акцентируют свое внимание на различиях между демократическим  и тоталитарным устройством общества, отдавая данному вопросу два учебных часа... С другой стороны в немецких учебниках географии информация о России до смешного скупа и ограничена упоминанием о контрастности нашей страны на примере двух городов Норильска и Сочи, без указания их географического положения и места на карте России.

Будучи в Висбадене на открытых уроках по истории и географии в разных классах, я обратила внимание на то, что немецкие школьники имеют низкий уровень географических знаний о России. Например, они не в состоянии объяснить, почему немецкие танки, успешно продвигавшиеся в начале войны по территории Украины и Белоруссии, вынуждены были замедлить свое движение на территории Новгородской, Смоленской, Псковской областей с 40-60 км в сутки до 1-2 км в сутки.2На мой взгляд ответ кроется не только в мужестве и героизме защитников нашей Родины, но и в географических особенностях, а именно в смене ландшафта, природных зон, почв, рельефа, климата.






ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ.




Статья посвящена тем актуальным проблемам, с которыми сталкивается учитель при подготовке к уроку по экономической географии в условиях современного мира.

 Интернет, поиск информации, адаптирование информации, проблема компетентного выбора.

Стремительные и кардинальные изменения в российском обществе происходят в условиях сложных мировых процессов: ускорения темпов жизни, увеличения информационных потоков, перехода к постиндустриальной экономике и др. В связи с этим и система образования в очередной раз встала на путь модернизации, т.е. преобразования в соответствии с изменившимися политическими, экономическими и социальными условиями в стране и в мире.
Особое место в процессе обновления образования  занимает подготовка учащихся по экономической и социальной географии России, призванная оказать им помощь в адаптации к рыночной системе, профессиональном самоопределении, выборе экономического поведения. Система уроков направлена на достижение важнейшей цели – воспитание личности, обладающей современной геоэкономической информацией о своей стране, о своем регионе, умеющей адекватно анализировать и оценивать эту информацию, ориентироваться в быстроизменяющихся условиях, видеть связь полученных знаний с актуальными проблемами развития общества и географической среды на глобальном, региональном и локальном уровнях.
На уроках экономической и социальной географии России формируется ценностное отношение к знаниям, необходимым в экономической, социальной и управленческой сферах, формируются такие черты личности, как убежденность в необходимости содействовать экономическому и духовному возрождению своей страны, своего региона, понимание экономико-географических различий, своеобразия, специфических особенностей регионов страны.
При подготовке к урокам экономической и социальной географии учитель сталкивается с проблемой отбора содержания, его достоверностью и актуальностью. К тому же существует множество источников информации. За основу учитель берет программу и учебник данного курса. И вот первая трудность – учебник!
Преподавание географии в новом учебном году будет вестись на базе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089. Кроме того, учитель может руководствоваться обязательным минимумом содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 № 1236) и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56). В этих документах сформулированы общие требования к уровню подготовки выпускников. Учителю географии так же необходимо придерживаться следующих документов: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», а также Закон «Об образовании», национальная инициатива «Наша новая школа».[1,18]
В курсе географии России в 9 классе существуют расхождения в содержании и построении учебного материала в разных учебниках, поэтому следует придерживаться примерной программы, где на изучение региональной части выделяется 42 часа  и указаны для изучения следующие регионы: Европейский Север, Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Содержательные линии учебников по географии,
рекомендованные МО РФ, на 2011 / 2012 учебный год[1,86,89]


  1.  
Классическая линия. Издательства «Дрофа», «Просвещение»

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство.


  1.  
Новая линия авторы О.А. Климанова и А.И. Алексеев. Издательство «Дрофа»

Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство и географические районы.


  1.  
Новая линия (авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский). Издательство «Русское слово»

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.


  1.  
Новая линия «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева. Издательство «Просвещение»


Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др. География. Россия. (Академический
учебник)


  1.  
Новая линия «Сфера». Под ред. В.П. Дронова, А.М. Кондакова. Издательство «Просвещение»

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География.


  1.  
Новая линия под ред. Н.Н. Петровой. Издательство «Мнемозина»

Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География.


  1.  
Новая линия под ред. В.П. Дронова. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Таможняя Е.А., Толкунова С.Г., под ред. Дронова В.П. География.


  1.  
Новая линия автор В.П. Дронов. Издательство «Дрофа»

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География. Россия. Хозяйство и географические районы.


Без учебника преподавание теряет точность и определённость. Учебник обеспечивает определённый минимум знаний, на котором преподаватель может настаивать. Сравнивая одну тему в разных учебниках, вижу существенные разногласия.[2, 12]
 Как быть, если в учебнике «География России» под редакцией А.И.Алексеева на регион Северо-Запад выделены пять параграфов, из них три посвящены Санкт-Петербургу (озерам, старым торговым путям и истории формирования промышленного центра, городу – музею),  полстранички отведено на географическое положение региона и параграф про Калининградскую область,  («Как Калининградская область стала субъектом Российской Федерации» и «Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России»). Не упоминается административный состав региона, ничего не сказано о населении, о ресурсах и отраслях специализации данного региона.
В учебнике В.А.Рома и В.П. Дронова «География России» на Северо-Запад выделен один параграф под названием « Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район». Здесь есть административный состав региона, упоминаются и Псковская и Новгородская области, кроме Ленинградской и Калининградской, говорится о численности населения – 9,2 млн. человек (не указан год и источник данных сведений). Открываю интернет и вижу самые разные сведения о численности населения Северо-Западного региона: на основе данных 1997 года «Регионы России» - это чуть больше 8 млн. человек, по итогам переписи 2002 года - это 8 млн.751 тысяча человек, по итогам переписи 2010 года окончательной информации нет, но по предварительным подсчетам - это 8 млн.865 тыс. 841 человек.[2;5]
При этом практически во всех источниках последних лет в состав Северо-Западного экономического региона включают и регион под названием Европейский Север.
Но вернемся к учебнику. В данном параграфе большая часть информации посвящена Санкт-Петербургу и в последнем абзаце говорится о свободных экономических зонах, в том числе и Новгородской. Цитирую: «Новгородская свободная экономическая зона, где помимо предприятий электроники предполагается создание крупной базы международного туризма». И все! Другой информации нет никакой, не говоря уже об отраслях специализации и промышленных предприятиях.
В учебнике А.В.Даринского «География России» по данной теме три параграфа с наиболее толковой организацией материала, с определенной логикой изложения, но с устаревшими сведениями. В мультимедиа-курсе, разработанном в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией В.П.Дронова вообще нет такого региона, как Северо-Запад, он входит в состав Центральной России.
Здесь я привела примеры четырех учебников и ни один меня, как учителя географии, не устраивает. Спускаюсь в школьную библиотеку – один единственный вариант. И чтобы не обременять учащихся и их родителей покупкой учебника по географии (хватит им и покупки английского с немецким),  беру за основу имеющийся и дополняю его необходимой информацией.
Здесь возникает следующая трудность: где и какую информацию брать. Информационные источники сети интернет разнообразны, информация в них отличается от не достоверной до совершенно фантастической. Соответственно, приходится опираться на официальные сайты, сравнивать несколько сайтов, отсеивать, выбирать и даже проверять статистические данные.
 Например, ищу крупные промышленные предприятия Новгородской области. В Википедии сказано про два: ОАО «Акрон» - производство минеральных удобрений и ООО «Новгородский бекон». В онлайн справочнике «Предприятий Новгородской области» только страниц 39. В энциклопедии «Мой город» 36 основных предприятий, которые перечислены с адресами и производимыми товарами. Больше всего понравился сайт «КалининградГид», где есть путеводитель по всему Северо-Западу и Новгородской области в том числе.[4] Можно выбрать предприятия разных отраслей промышленности и найти информацию о производимой продукции.
После того, как подготовлена информационная часть урока, необходимо подобрать формы и методы подачи материала школьникам. Здесь возникает следующая трудность – сделать урок интересным, продуктивным и полезным. Возникает вопрос со стороны учащихся «А зачем? Ведь я не буду сдавать ЕГЭ (единый государственный экзамен) по географии». И действительно, предмет география непрофильный, далеко не самый популярный предмет для сдачи в формате ЕГЭ, по данным 2010 и 2011 года чуть меньше 3% учеников сдавали ее как ЕГЭ по выбору. Если привести цифры по стране, то получится, что в среднем географию выбрал один выпускник на две школы. ЕГЭ по географии требуется для поступления на специальности по направлениям: география, геология, картография, гидрометеорология и экология. В Санкт-Петербурге, например,  около 5 ВУЗов из 191, где требуется география в формате ЕГЭ. Например, СПбГУ (12 кафедр и 5 отделений), Университет им. А.И.Герцена, Лесотехническая Академия.
Подводя итог выше сказанного, отмечу, что указала только три основные направления трудностей преподавания экономической географии России:
- разнообразие учебников, не всегда соответствующих программе,
-разнообразие источников информации, недостаточные темпы обновления информации,
- невостребованность предмета географии.
Сама жизнь заставляет, чтобы программа 9 класса по экономической и социальной географии России шла в ногу  со временем, в котором мы живем. Преодолеть трудности, связанные с преподаванием экономической географии, донести интересно и доступно этот курс до учащихся - это забота не только меняющегося правительства, но и нас, учителей.


Литература:
  1. Вестник образования, март 2012, №5-6, выпуск 2731-2732
  2. Ермошкина А.С. Экономическая и социальная география России: 9 класс. Методическое пособие для учителя /А.С.Ермошкина. М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  3. Итоги переписи населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.perepis – 2010.ru
  4. Путеводитель по Калининграду и всему Северо-Западному округу [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.kaliningrad.ru/
  5. Численность постоянного населения регионов Северо-Западного Федерального округа по Всероссийской переписи населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.Regnum.ru


 Использование интернет – технологий при изучении
 дисциплин естественнонаучного цикла в 5 классе




Со времен зарождения специальных знаний информация являлась ценнейшим продуктом человеческого опыта и труда. Знания, навыки часто являлись строжайшей тайной и в атмосфере мистики и строжайшей секретности передавались из уст в уста.  Это могли быть рецепты магической кулинарии, карты местности или способы изготовления рыболовных крючков.
Сегодня же мы живем в не менее увлекательное время. На личном примере можем наблюдать стремительный скачок в развитии российского общества от постмодернизма 90-х к обществу потребления 2000-ых и совсем уж головокружительный прыжок в область нанотехнологий и информационного общества 2010-х годов! Всё это требует новых подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной  позиции. Переход к открытой информационной среде, в которой можно не только взять необходимую информацию, но и производить обмен информацией, дает такую возможность. Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными в конструирование своего  маршрута получения  знаний. Роль учителя как источника знаний постепенно отходит на второй план. Сейчас учитель для учащихся наставник, направляющий в поиске и выборе информации, руководитель детского самообразования. А в некоторых случаях учитель – современный информационный  авторитет или даже ведущий, актер и «звезда экрана».
В ходе сказанного хочу остановиться на интересном и успешном  проекте InternetUrok.ru, в котором я принимала непосредственное участие. Так как мне знакома внутренняя сторона проекта, я уверенно рекомендую использование интернет-уроков в образовательном процессе. На этот проект приглашали  учителей разных предметов. Сначала проводился и записывался пробный тестовый урок, чтобы понять,  комфортно ли учителю работать перед камерой. Потом начиналась долгая и кропотливая работа. К каждому уроку писался сценарий, который  проверялся методистом. Затем корректор проверял текст на ошибки. После этого происходила съемка, в которой участвовали с одной стороны учитель, а с другой – режиссер и оператор. После этого происходил монтаж. Далее рисовалась графика, исходя из того сценария, который написал учитель. Дальше уже записанный  урок проверялся методистом, менеджером проекта, затем вновь корректором. Наконец, готовый урок просматривал его автор – учитель. От педагога требовалась серьезная подготовка к каждому уроку и уверенная работа перед камерой, в непривычной обстановке. Даже после четырех стадий проверки случались ошибки, которые организаторы проекта незамедлительно старались исправить, перезаписывая или дорабатывая урок. В этом плане данный интернет-ресурс выигрывает перед печатным  изданием – можно быстро исправлять ошибки.
Кроме этого  можно выделить следующие достоинства данного образовательного интернет-проекта: интерфейс  у сайта понятный: слева есть постоянное  меню с названием школьных предметов, каждый предмет разбит на классы, в каждом классе – подробное оглавление, каждая глава из которого – отдельный видеоурок. К урокам прописаны конспекты, сопровождаемые схемами, тестами, ссылками.
На данном сайте представлены уроки нескольких видов:
-урок – видеоролик, в котором учитель стоит у доски и рассказывает материал, как если бы вы были в классе,
- урок - интерактивное видео, в котором зритель может нажимать на ссылки, появляющиеся в том или ином месте окна во время просмотра, и переходить непосредственно к интересующему материалу,
- урок в виде двойного видеоокна, где материал показывается в текстовом варианте с нужным оформлением в правой части окна.
Пригодится сайт, прежде всего, ученикам – качественные видеоуроки дают возможность учиться в любое удобное время, восстановить пропущенный материал, понять непонятый на уроке материал, уточнить материал, подготовиться к проверочным или контрольным работам. Во многих уроках дополнительный материал вызывает новый интерес к теме предмета, более глубокое его изучение, использование различных дополнительных источников для получения знаний. Упоминание и показ отрывков из  литературных, исторических, художественных и даже мультипликационных источников в интернет-уроках зарождает у учащихся желание прочитать, просмотреть, пролистать эти книги, фильмы, журналы. Родители учащихся смогут узнать, чему и как учат в школе их детей, просмотреть уроки вместе с детьми, обсудить материал урока, найти новое и интересное. Некоторые родители вместе с детьми создают свои видеоуроки и выкладывают их на страницах своих сайтов. Учителя смогут посещать уроки своих коллег, активно использовать уроки и их фрагменты в работе, использовать схемы и графику уроков во время объяснения нового материала, давать интересное домашнее задание по тому или иному фрагменту урока, а также эффективно проводить замену уроков заболевших педагогов.
Есть и недостатки в  реализации проекта. Например, недостаток финансирования сказывался на качестве «картинки». Съемка велась двумя стационарными  камерами, отсутствие съемок на природе, отсутствие среднего и дальнего плана несколько «утяжеляет восприятие материала». Хотелось бы видеть больше движения в кадре. По возможности уйти от эффекта «говорящей головы»,  ведь информация рассчитана в первую очередь на детей. Другой недостаток относится не к авторам и исполнителям проекта, а к ситуации всеобщей информатизации в целом…  Школа остается последним оплотом уходящих в прошлое эпох, где дети могли общаться лично, тактильно, эмоционально,  напрямую без посредничества машин и экранов…


Использованный источник  http://interneturok.ru/ru


Саблинский комплексный памятник природы –
 рекреационная зона. Экологический мониторинг.
ГБОУ Гимназия №248, Санкт-Петербург

Аннотация. В данной статье речь идет о Саблинском комплексном памятнике природы Ленинградской области, в состав которого входят пещеры, водопады и каньоны рек Саблинки и Тосны. Представлена историческая справка о формировании пещер, дана характеристика биологических и геологических  особенностей памятника природы. Также в статье говорится о рекреационном и образовательном использовании Саблинских пещер, поднимается  проблема сохранения данного ландшафта, предлагаются пути решения экологической проблемы.

Ключевые слова: Саблино, Тосно, памятник природы, пещеры.
1 Введение. Актуальность данной темы.
Для конца ХХ и начала ХХI века характерен рост интереса и влечения людей развитых стран к природе.  В связи с этим повсеместно активно развиваются туризм, виды спорта и отдыха связанные с природой. Увеличивается поток туристов, отдыхающих в лесу, в горах, растет общее антропогенное влияние на последние участки дикой природы. Соответственно усиливается и природоохранная работа – расширяется сеть заповедников, национальных парков, памятников природы.
Эти «жемчужины» природы, сокровища ландшафта нашей Родины благотворно влияют на формирование души и интеллекта подрастающего поколения. Школьники, студенты, посещая их, знакомятся с красотой и богатством природы своего края, закрепляют в сознании услышанное на лекциях и занятиях, наглядно ощущают течение геологических процессов, начинают формировать свое мировоззрение. Одним из таких объектов является Саблинский региональный  комплексный памятник природы. Он расположен в Тосненском районе Ленинградской области. Сама же область расположена на северо-западе Русской равнины, а именно на Приневской низменности. Большая часть территории области заболочена, реки здесь имеют темный цвет воды. Неудивительно, что имеющиеся здесь водопады, пещеры, песчаные обнажения, каньонообразные долины рек Саблинки и Тосны представляют огромный геологический интерес. Местность эта впервые в 1976 году была признана особо охраняемой природной территорией и получила статус памятника природы (рисунок 1). Цель создания - сохранение природного комплекса долин рек Саблинки и Тосны, в который входят выходы древних геологических пород, водопады, искусственные пещеры, Саблинский лесопарк, редкие виды растений и животных.
К сожалению, сейчас это уникальное место находится под угрозой. Экологическая обстановка ухудшается, горы мусора повсюду – обычное явление. Решается вопрос о строительстве полигона по захоронению твёрдых бытовых отходов неподалёку от Саблинского памятника природы. Нетрудно догадаться, как это может повлиять на регион. Ухудшится и без того плохая экологическая обстановка, местные жители и туристы потеряют излюбленное место отдыха. А это может сильно ударить по местному бюджету, ведь существенную часть доходов приносит туризм. Саблинские пещеры уже давно стали визитной карточкой Лен.области. Если мы хотим сохранить это поистине уникальное место и показывать его нашим детям и внукам, мы должны сегодня начать за него бороться. Наша задача – открыть обществу глаза на эту проблему и подключить максимально возможное количество людей.
Так в нашей работе мы предлагаем справку о данном памятнике природы, экологический мониторинг и возможные решения по сохранению уникальности природного уголка Ленинградской области.
2 Основная часть. Теоретическая.
2.1 Геологическая справка
Памятник природы расположен в долинах рек Саблинки и Тосны. На этом участке реки прорезают Ордовикское плато, образуя глубокие каньонообразные долины со скальными обнажениями. На территории памятника присутствует два каньона - на р.Саблинке и на р.Тосне. Каньон р.Саблинки начинается ниже Саблинского водопада в 0,5 км и протягивается на 1 км вниз по течению до слияния с р.Тосной. Глубина каньона в средней части около 30 м. Обрывистые берега каньона сложены кембрийскими и ордовикскими песчаниками и известняками. Каньон лучше наблюдать ранней весной, поздней осенью или зимой, когда нет листвы.
Здесь вели свои геологические исследования В.Т.Г.Фокс-Странгвейс, Х.И.Пандер, Я.Г.Зембицкий, И.С.Бох, Э.И.Эйхвальд, А.Ф.Фольборт, С.С.Куторга, А.А.Кейзерлинг, В.В.Ламанский, А.П.Карпинский, Ф.Б.Шмидт, А.Е.Ферсман, И,В.Мушкетов, Б.Е.Райков, А.А.Борисяк, М.М.Тетяев, Л.Б.Рухин, Р.Ф.Геккер и др.
Каньон р.Тосны наблюдается от «Графского» моста и вверх по течению реки до Тосненского водопада. Его длина по реке составляет 3,8 км. Глубина каньона - 20-25 м в нижней части, и около 11 м - у водопада. Обрывистые берега часто прерываются террассами. Поэтому долину р.Тосны часто называют каньонообразной.
Саблинка и Тосна берут начала из болот. Вода в них - типичная болотная торфяная с гумусовым веществом, который вымывается из растений при торфообразовании. 
 На территории находятся два водопада: Саблинский, высотой 3,4 м, шириной 10 м и Тосненский, шириной около 30 м. Известняки, из которых состоят Саблинские пещеры и каньоны рек Тосны и Саблинки - сравнительно прочные породы, а вот песчаники и сланцы, залегающие под ними, размываются в руслах рек значительно быстрее. Так на Саблинке и Тосне возникли уступы водопадов. Саблинский водопад    считается    самым большим в Ленинградской области. Его высота - 3,4 метра. Тосненский водопад немного ниже, зато в ширину он дости­гает 30 метров. Размывая породы русла реки, водопады продвигаются вверх по течению   приблизительно   на 1 метр за 10 лет. Скорость продвижения Саблинского водопада в литературе приводится различная - от 20 до 60 см/год. В разные годы скорости продвижения водопада были разными, так как они зависят от количества паводковых вод. Продвижение водопадов происходит в основном во время паводка.  (Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке из-за обильных осадков). Куски известняковых уступов откалываются, разрушаются и выносятся вниз по течению рек в виде щебня и песка. Были годы, когда на Тосненском водопаде откалывались куски до 5-7 квадратных метра, а были года, когда после малоснежной зимы и слабого паводка продвижение уступа составляло всего несколько см. Историческое прошлое у Тосненского водопада гораздо богаче Саблинского, поскольку р. Тосна не только древнее и полноводнее р.Саблинки, но и потому, что р.Тосна пересекает уступ в рельефе, от которого начал путешествие Тосненский водопад. От слияния двух рек начал свое движение Саблинский водопад и, разрушая собственное основание, он добрался до могучей одинокой сосны, которая теперь едва удерживается на самой вершине обрыва. 
Зимой водопад превращается в совершенно фантастическое зрелище. Ледяные сталактиты и сталагмиты играют на солнце радужными лучами. (Сталактиты - натёчно-капельные образования в форме сосульки; сталагмит - натёчные образования в виде конусов или столбов, растущие со дна).

2.2 Образование и природное богатство пещер.
В берегах рек есть входы в искусственные пещеры, общей длиной в десятки километров, с подземными озерами и ручьями. Еще 150 лет назад во времена Екатерины II в России начала развиваться стекольная промышленность и в Саблино с 1860 года велась интенсивная добыча кварцевого песка. Способ добычи песка здесь был особенный - камерно-столбовой, когда при проходке в качестве креплений оставлялись столбы-колонны, которые чередовались с камерами, где велась основная добыча. Так и появились Саблинские пещеры. В пещерах образуются кальцитовые натечные образования и даже "пещерный жемчуг". Всего в Саблино 14 пещер, в каньоне реки Тосны находится 11 и в долине реки Саблинки - 3. На реке Саблинке подземные ходы имеют длину по 10-15 метров с узкими заваленными проходами, которые называют лисьими норами. Самые интересные и протяженные пещеры располагаются по  берегам реки Тосны недалеко от "Графского" моста. Самой крупной является пещера «Левобережная», охраняемая и открытая только для организованных посетителей в сопровождении опытных проводников-спелеологов. (Спелеолог - это специалист, изучающий пещеры).  Пещера расположена недалеко от моста через реку Тосна, ее галереи протягиваются под лесопарком и поселком более чем на 300 метров, а общая длина ходов лабиринта превышает 5,5 километров. В пещере сделаны карты 3 подземных озер, глубина которых достигает в некоторых местах трех метров. Площадь озер составляет многие квадратные километры. Микроклимат здесь постоянный - температура воздуха +8°С.
В пещерах расположена самая крупная в области зимовка летучих мышей. Здесь встречено 6 из 10 видов рукокрылых, отмеченных в Ленинградской области: ночница Наттерера, прудовая ночница, усатая ночница, водяная ночница, ушан и северный кожанок. Эти маленькие пушистые зверьки совершенно безобидны и беззащитны. В летнее время они питаются насекомыми, уничтожают ночных сельскохозяйственных вредителей. Во время зимовки трогать их и даже освещать ярким светом нельзя, так как разбуженная мышь не найдет себе пропитания и умрет от истощения. А еще сюда иногда залетают бабочки и тоже остаются на зиму. Так и спят они на белом камне, покрытые капельками росы.

2.3 Флора речных берегов.
Склоны долин рек Саблинки и Тосны покрыты лесами, в которых обычны широколиственные породы деревьев и кустарников: вяз, липа, клен, ясень, орешник, жимолость. Флора сосудистых растений памятника природы "Саблинский" насчитывает 503 вида из 85 семейств.  В травяном покрове часто встречается редкая для области разновидность колокольчика широколистного, занесенного в Красную книгу Ленинградской области и Красную книгу Балтийского региона. На луговых участках распространены первоцвет весенний и высокий, они тоже  занесены в Красную книгу Ленинградской области и Красную книгу Балтийского региона.
Несомненной достопримечательностью Саблинского природного заповедника является Александровский лесопарк, располагавшийся в XIX веке на правом берегу р.Саблинки. Александровский лесопарк был ухоженным, с аллеями, театральными площадками, здесь работали садовники. Сюда любили приезжать петербуржцы на отдых. Ниже Саблинского водопада находилась плотина и лодочная станция. В парк свозилась древесная и травянистая растительность с разных уголков России. Здесь произрастали различные виды берез, кленов, сосны, дуба. В настоящее время  много вековых деревьев вырублено и почти все заросло подлеском (береза, ольха, осина). Широко распространен орешник-лещина. Из травянистой растительности встречаются папоротник, хмель, несколько видов архидных: любка двулистная, ятрышник пятнистый и кроваво-красный. Встречаются и другие редкие растения:  ветреница дубравная, медуница, купальница европейская, первоцвет лекарственный, хохлатки, ландыш майский, кукушник, горечавка легочная и др. Из кустарниковых произрастает малина, смородина, жимолость, волчье лыко. Ягодные растения представлены черникой, брусникой, костяникой, земляникой, голубикой.

2.4 Историческое и литературное наследие Саблино.
У слияния рек Саблинки и Тосны, с 1920 по 1925 г.г. располагалась учебная станция географического факультета Ленинградского университета. По инициативе академика А.Е.Ферсмана и профессора Я.С.Эдельштейна было использовано имение знатного рода Кейзерлингов под общежитие для студентов географического факультета Ленинградского университета. Оно располагалось на правом берегу р. Саблинки, у водопада. В 1925 году учебная станция была переведена от места слияния р. Тосна и Саблинки на 1150 м выше по течению р.Тосны. Здесь она располагается и сегодня.
На территории памятника природы имеются также памятники культуры и истории. Ниже Тосненского водопада, в 350 м на правом берегу р. Тосны находятся развалины бывшей бумажной фабрики Эггерса, которая существовала здесь в конце XIX -начале XX веков. Здесь производили картон и бумагу, в том числе и для книжного производства. На Невском проспекте в XIX веке находился известный в то время книжный магазин Эггерса, который и был хозяином этой фабрики. У водопада были построены железнодорожный мост и плотина с дубовыми шлюзами, и вода подавалась по каналу на небольшую турбину, где вырабатывалась электроэнергия для фабрики Эггерса. Это была одна из первых гидроэлектростанций в Санкт-Петербургской губернии. Позже, на месте фабрики организовали гончарную мастерскую.
В долине р. Тосна находится место, где по предположениям располагался лагерь князя Александра Невского перед битвой со шведами. Рядом со стоянкой Александра Ярославовича на левом берегу р.Тосны в 150 м от ее слияния с р.Саблинкой находится очень живописный крутой обрыв. Это так называемое «23 обнажение», известное еще с начала XX века. (Геологическое обнажение - выход на поверхность Земли коренных горных пород).  Оно не оставило равнодушным художника Алексея Васильевича Тыранова, который в 1827 г. запечатлел это замечательное место на своем полотне. Картина называется «Вид на реке Тосно близ села Никольского». Она находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
 Пустынька - усадьба, связанная с именем русского писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого, когда-то стояла на правом, высоком и обрывистом берегу реки Тосны. К сожалению, усадьба не сохранилась. Усадьба, по воспоминаниям современников,  напоминала «роскошный замок»  среди живописных ландшафтов. В Пустыньку к Толстому часто приезжали друзья: критик и публицист Боткин, писатели Сергей Аксаков, Иван Гончаров, поэт Афанасий Фет, поэт В.С. Соловьев.
 В 1924 году в Саблине жила семья писателя В. Бианки, один из его рассказов -  рассказ «Засони» - о летучих мышах, зимующих в пещерах, и во многих других рассказах Бианки прослеживаются мотивы Саблинской природы. Летом 1928 года снимала дачу поэтесса О. Бергольц, создавшая здесь несколько стихотворений "Саблинского цикла".

3 Основная часть. Практическая.
3.1 Знакомство. Экологический мониторинг.
Наш руководитель Цуба А.В. рассказала нам, что впервые познакомилась с Саблинским памятником природы во время летней практики, будучи студенткой факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского университета. Это было еще в 1996-1997 годах, пещеры были открыты, соседние поселки малочисленны. Затем, работая в школе, неоднократно привозила сюда группы учеников на экскурсии и полевую практику. Так и мы – ученики Гимназии №248 впервые оказались здесь с анной Вячеславовной на экскурсии. Сейчас Саблинский природный памятник для нас место отдыха, место наблюдений за природой и удивительный источник знаний.
Как и раньше, он привлекает огромное количество туристов. Саблинский памятник природы - рекреационная зона с широкими возможностями, т.е. традиционно используемая природная или специально организованная территория, где жители населенного пункта проводят часы досуга (парки, скверы, национальные парки и др.).  Через парк проходит множество организованных групп с экскурсоводами, есть экскурсии выходного дня для всех желающих. И, конечно, берега рек, на которых любят отдыхать жители Тосненского района и Санкт-Петербурга, пропускают через себя сотни людей и автомобилей в неделю при условии хорошей погоды. К сожалению, не все отдыхающие помнят о бережном отношении к природе и сотрудники памятника природы не достаточно внимания уделяют проблеме загрязнения живописнейшего места Ленинградской области.
В 1992 г. по инициативе общественности (спелеологи, геологи, экологи) руководство Ленинградской области приняло решение о начале работ по созданию Саблинского природоохранного экскурсионно-туристического центра. Основой была организация контроля состояния охраняемой территории на средства, получаемые от экскурсионно-туристической деятельности. Творческий коллектив, состоящий из профессионалов спелеологов, геологов, экологов, горных инженеров и др. организаций, под руководством Ляхницкого Ю.С., успешно осуществил работы исследовательского и проектного этапов. Они велись на средства природоохранных фондов Ленинградской области и Тосненского района. Комплекс исследовательских работ включал геоэкологические, топографические, биологические, спелеологические, микроклиматические, радиационные, радоновые, гидрологические, гидрохимические, горнотехнические и др. исследования. Проектные разработки осуществлялись с помощью специалистов проектных институтов. Специально разрабатывались мероприятия для обеспечения безопасной зимовки рукокрылых. Созданный проект был положительно оценен Экологической экспертизой, руководителями Тосненского района, природоохранной общественностью, геологами и спелеологами.
Далее начался процесс обустройства памятника. В пещере Левобережная был оборудован подземный экскурсионный маршрут, включающий крепление неустойчивых участков, регулирование гидрологического и микроклиматического режимов, прокладку экскурсионной тропы и т.д. Было проведено первоочередное обустройство на поверхности (каменные лестницы на крутых склонах на маршруте), начато ограждение наиболее ценных участков памятника. Установленный режим способствует сохранению экосистемы при локализации потока посетителей на экскурсионных, экологических тропах, в рекреационных зонах. Эти мероприятия способствуют также успешному проведению учебного процесса Государственного Университета в ходе летних студенческих геологических практик. Из научных статей Ляхницкого Юрия Сергеевича (председателя комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества) и Натальина Николая  ( кандидата геолого-минералогических  наук, управляющего Саблинским памятником природы, ведущего специалиста по научно-методической работе общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия»),  мы установили, что опыт создания Саблинского природоохранного экскурсионно-туристического центра, в целом свидетельствует, что выбранное направление работ отвечает поставленной задаче и способствует как улучшению состояния объекта, так и проведению воспитательной, образовательной работы, а также облагораживает общую экологическую и социальную ситуацию. За годы существования центра его посетили десятки тысяч школьников, семейные группы, люди самых разных возрастов и профессий. Особенно важно, что Саблино посещают школьники, подростки, многим из которых увиденное «открывает глаза» на красоту родной природы, геологию, экологию, спелеологию. В ходе экскурсии они 3 - 4 часа слушают лекции и одновременно осматривают замечательные природные объекты. Воспитательная польза от таких экскурсий намного превышает результаты посещения музеев и классных занятий.
Но при посещении противоположного берега мы увидели совершенно другую картину: горы мусора, разъезженные террасы и берега рек, ручьи машинного масла,  несанкционированная автомобильная парковка. В течение всего учебного года мы неоднократно посещали данный памятник природы и фиксировали  наличие разного рода загрязнения. Самое простое определение загрязнения – это привнесение в среду или возникновение в ней новых загрязнителей или превышение естественного уровня этих загрязнителей.
Загрязнение окружающей среды подразделяют на природное, вызванное какими-то естественными причинами: извержение вулканов, разломы земной коры, стихийные пожары, пыльные бури и т. д. и антропогенное, возникающее в связи с хозяйственной деятельностью человека. Среди антропогенных загрязнений выделяют следующие виды загрязнений: физическое, механическое, биологическое, геологическое, химическое.
В процессе исследования всей территории природного памятника, мы установили, что из физических загрязнений наибольшее значение в данной местности имеет шумовое загрязнение. По правому берегу р. Тосна в непосредственной близости от охраняемых территорий через деревню Пустынька проходит автомобильная дорога, соединяющая промышленно нагруженный  город  Никольское,  Московское шоссе Е105 и второе полукольцо Санкт-Петербурга А120. По нашим измерениям расстояние от дороги до реки от 100 до 400 м в разных местах. По дороге с шумом проносятся тяжелые грузовики, легковые автомобили, автобусы и маршрутные такси. В будние дни в утренние и вечерние часы мы проводили подсчет количества автомобилей по данной дороге, оказалось, что в среднем проезжает 3-4 легковые машины в минуту и 1 грузовик. В дневные часы их количество увеличивается. Выхлопные газы, разливы бензина и машинного масла, пыль загрязняют воздух, почвы, растительность, воды, впадающих в Тосну на охраняемой территории ручьев Омелькин и Банный. Мощная вибрация создает условия для обвалов, оползней, обрушения сводов пещер. Установили, что такие явления на правом берегу случаются часто.
Источником шума является и железная дорога, которая располагается в 600 метрах от берега реки и пересекает реку чуть выше по течению. Шум железной дороги наиболее выражен в вечерние и ночные часы.

3.2 Наши предложения для решения Саблинских проблем.
Наиболее действенным, но и наиболее затратным нашим  предложением может быть перенос автомобильной дороги с правого берега к железной дороге (рисунок 2) либо за железную дорогу (рисунок 3).
 Мы связались с инженерно-строительным бюро, где нам помогли рассчитать примерную стоимость строительства данного участка дороги. Вот какие результаты получились:
Планы строительства дороги
Стоимость, руб.
1.     Рубка леса (382 дер.)
26924
2.     Срезка почвенно-растительного грунта (4230 м3)
503010
3.     Выемка грунта (7344 м3)
908771
4.     Насыпь из песка (39103 м3)
15303654
5.     Подстилающий слой из песка 0.4 м (5882 м3)
3605367
6.     Основание из щебёночно-песочного слоя (3056 м3)
3591516
7.     Геотекстили (22190 м2)
2185663
8.     Лотки (1321 м2)
3845621
9.     Асфальт 12 см (8359 м2)
8244188
10.    Обочины из песка (3640 м2)
2230740
11.    Борт из камня (3722 м2)
2744175
12.    Барьерные ограждения (2520 м)
7309683
13.    Асфальтированный тротуар 4 см (4990 м2)
3237902
14.    Щебёночно-песочный слой на обочине (1098 м3)
 ИТОГО
53737214
Нам кажется, что для прокладки объездной дороги и сохранения экологического равновесия сумма в 50 с лишним миллионов рублей не велика. А с целью сохранения режима фауны парка и соседних территорий необходимо в данный проект добавить специальные проходы для крупных животных (косуль, лосей, кабанов) и небольшие тоннели для некрупных обитателей (кротов, мышей, лягушек). Тогда шумовое загрязнение на территории парка уменьшится, вибрация и смещение грунтов прекратится, а фауна почти не пострадает. Такая дорога принесет облегчение и жителям Пустыньки. Кроме многочисленных дачников, в ней постоянно проживает около сорока человек.
Другое предложение достаточно простое – включение и правого берега Тосны в зону пещерного комплекса, выделение небольших средств на ограждение территории, уборку мусора, организацию мест для пикников и стоянки для автомобилей. Так же необходимо организовать выдачу отдыхающим одноразовых пакетов для сбора мусора и его своевременный вывоз.
 Сейчас уборка территории осуществляется весной и осенью  школьниками Ульяновской школы №1, добросовестными отдыхающими, один раз в полгода вывозится мусор коммунальными службами Тосненского района. Мы неоднократно очищали отдельные участки парка от мусора, проводили акции по выдаче мусорных пакетов и разъяснительные беседы среди отдыхающих о важности экологической чистоты. Также помещали экологические призывы на форумы и сайты, где упоминаются Саблинские пещеры. (Список сайтов в приложении). Наш руководитель принимала участие во многих международных и всероссийских  экологических, геологических и географических конференциях со статьями о проблемах Саблинского парка.

4 Заключение.
На данном этапе нашей работы мы хотим сказать, что намерены продолжать активный экологический мониторинг данного объекта, искать возможные пути решения проблем, добиваться положительных результатов. За зимний период планируем наладить связь с кафедрой экологии  Санкт-Петербургского Государственного университета и присоединиться к студентам для прохождения летней экологической практики, получить возможность использовать различные измерительные приборы, произвести определенные замеры в почве, воде и воздухе. С полученными результатами будем обращаться к руководству области и самого Саблинского памятника природы.
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.  Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным,  но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися  затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся  целенаправленные и продуманные действия.  Ответственная и действенная политика по отношению к  окружающей среде  будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды,  обоснованные знания  о  взаимодействии важных экологических факторов,  если разработаем новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

5 Приложение

Рисунок 1 Границы

Рисунок 2 Перенос дороги

Рисунок 3 Перенос дороги
Список использованных сайтов

http://tosno.allnw.ru/sablino.html
http://www.sablino.net/index.php


Список литературы
1.Кузнецов К.К. Геологические экскурсии. Ленинград, Недра, 1978,175 с.
2. Натальин Н.А., Ляхницкий Ю.С., Слепнева Т.Н., Орлова В.В. Саблино – неизвестная страна. Уникальные памятники природы России. СПб.:ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия», 2007. – 200 с.
3. Свидерская М.Д., Храбрый В.М Сохраним для потомков. Особо охраняемые природные территории Ленинградской области. Лениздат, 1985,141с.
4. Сорокина И.А., Бубырева В.А., Ликсакова Н.С. Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. Москва. Товарищество научных изданий КМК, 2010, 664с.
 5.Хазапович К.К. Геологические памятники Ленинградской области. Л., Лениздат, 1982, 79с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий